Кругобайкальская железная дорога – уникальный памятник инженерной мысли и человеческого трудолюбия. Это место с одной стороны поражает своим природным великолепием, а с другой масштабом усилий, которые пришлось приложить строителям, чтобы воплотить в жизнь столь амбициозный даже по сегодняшним меркам проект.
К строительству Крогобайкальской железной дороги или КБЖД приступили в самом начале 20-го века. Она должна была стать частью Транссибирской магистрали. План был таков: от Иркутска по берегу Ангары железнодорожная ветка спускается до порта Байкал. По берегу проходит до Слюдянки, огибает озеро с юга и также по берегу идёт дальше на восток. Отсюда, собственно, и название – Кругобайкальская.
В первую очередь построили магистраль от Иркутска до Байкала и ветку от Слюдянки на восток. Самым сложным для освоения оказался перегон Слюдянка – порт Байкал. Участок протяженностью в 80 км, возводили два с половиной года.
Дело в том, что берег, где предполагалось проложить железнодорожное полотно, представляет собой практически отвесные скалы. Подсчитано, что на прохождение одного километра пути строители использовали один вагон взрывчатки. Где-то необходимо было рубить полки, где-то, напротив, строить мосты и насыпи, а тоннелей во время строительства было проложено более 40. В итоге, по некоторым оценкам, на каждые 100 метров железной дороги приходится какое-либо инженерное сооружение. При этом нужно понимать, что все строительные материалы и технику приходилось подвозить по воде, никаких обычных дорог в этих местах не было, как нет их и теперь.
В 1905 году по дороге было открыто постоянное движение, но окончательно работы завершились только к 1915-му. А спустя ещё примерно полвека, уже советское правительство, подсчитало затраты на содержание и ремонт этого сложнейшего инженерного сооружения и прослезилось. Получалось, что дешевле построить другую железнодорожную ветку по равнине от Иркутска прямо до Слюдянки, что и было сделано.
В итоге, после строительства Иркутской ГЭС, возникло Иркутское водохранилище, вода в Ангаре поднялась, частично затопив старую дорогу из Иркутска по берегу реки. А ветка Слюдянка – порт Байкал окончательно стала тупиковой. Но сегодня именно она носит гордое название Кругобайкальской железной дороги и эксплуатируется и по сей день, потому как, во-первых, это единственный наземный путь до некоторых посёлков на побережье озера, а во-вторых, ещё в 80-е годы прошлого века Иркутский облсовет объявил этот участок железной дороги архитектурно-ландшафтным заповедником.
КБЖД – это обязательная для посещения туристическая достопримечательность Байкала. Поезда ходят круглый год, примерно раз в день, время в пути около пяти часов. Летом иногда состав даже тянут с помощью вполне аутентичного паровоза. Зимой же используют более современные, тёплые и вполне комфортные дизелевозы. По пути всегда делают несколько остановок, чтобы показать туристам самые интересные инженерные сооружения, тоннели или пейзажи священного озера.
Цены различные, в зависимости откуда ехать. К примеру, экскурсия из Иркутска с доставкой на станцию, поездкой в поезде и доставкой обратно, обойдется в 3 000 – 4000 тысячи рублей с человека без питания. Места лучше бронировать заранее и обратите внимание, а лучше дополнительно уточните при заказе билетов, на какой стороне вагона эти места будут находиться. Понятно, что любоваться из окон поезда видами Байкала предпочтительней, чем отвесной скалой.
26.05.2015, просмотров: 4063
Дорога в Арктику начнется на Байкале
До горнолыжного курорта "Гора Соболиная" запустят электричку от Иркутстка