Личный кабинет

История Чуйского тракта

Чуйский тракт – это автодорога федерального значения. На картах она обозначается под номером Р256 (М52) и проходит через весь Алтай с северо-запада на юго-восток.

Официально магистраль берёт начало в Новосибирске, но на протяжении первых 300 с лишним километров это, в общем-то, обычная, ничем не примечательная дорога, которых в стране тысячи. Тот самый настоящий Чуйский тракт начинается после Бийска. На протяжении следующих 600 вёрст, до самой границы с Монголией, путешественника ожидают потрясающие пейзажи и весь спектр эмоций, от восторга, до страха за собственное благополучие на очередном крутом серпантине.

Возможно, нечто подобное испытывали погонщики лошадей, волов и верблюдов, когда 2 000 лет назад вели через Алтай караваны с китайским шёлком и фарфором в Сирию, Иран и Византию. Достоверно известно, что по направлению сегодняшнего Чуйского тракта примерно со II века до н.э. проходил один из северных маршрутов Великого шёлкового пути.

Понятное дело, что о полноценной дороге в то время и в таком месте речи идти не могло. Только начиная с середины 18 века, начинает формироваться Чуйский тракт в его нынешнем понимании, и здесь снова главным двигателем развития становится торговля.

В 1756 году Алтай входит в состав Российской империи, о чём, кстати, напоминает установленная на Чуйском тракте памятная стела. Тут же в этих краях начинают появляться русские купцы, и строительство дороги становится необходимо, поскольку это не только развивает торговые связи, но и укрепляет позиции новой государственной власти в регионе.

Тем не менее, еще полтора столетия с дорогами в этих местах всё будет очень плохо. Только к началу 19 века на Чуйском тракте появляются участки более-менее подходящие для колёсного транспорта. Прокладывать трассу через горные перевалы было очень дорого и трудоёмко. Финансирование тоже было не очень

Из документов известно, что, к примеру, на строительство дороги Онгудай – Кош-Агач в 1901 году было потрачено 80 тыс. рублей. Из них 10 тыс. собрали бийские купцы. Дорога на этом участке обошлась в 160 рублей за версту.

В 1914 году на Алтай из Томска прибывает экспедиция министерства путей сообщения под руководством Вячеслава Шишкова. В последствии этот талантливый инженер стал гораздо более известен, как не менее талантливый писатель, автор таких эпических произведений, как "Угрюм-река" и "Емельян Пугачёв".

Эта экспедиция, проведя масштабные геодезические исследования, можно сказать, задаёт Чуйскому тракту новое направление. Но началась Первая мировая, а затем и Гражданская война и стране стало не до строительства дорог в Алтае.

К проекту Шишкова вернулись уже после революции, в 1922 году. С молодой Советской Республикой дружить никто не хотел, и нужно было срочно налаживать связь с единственным лояльным торговым партнёром в то время – Монголией.

При Советской власти вопросам государственной важности придавали первостепенное значение, чтобы обеспечить результат за ценой не стояли. В строительстве Чуйского тракта активно использовали не только заключённых, но и местных жителей, которые обязаны были нести трудовую и гужевую повинность.

В 1932 году строительство автодороги объявляют всесоюзной ударной стройкой, и именно с этого момента Чуйский тракт начинает обретать сегодняшние свои очертания. В 1935 году трассу на участке от Бийска до Ташанты официально объявляют открытой.

Приведём только один пример. В 1922 году путь от Бийска до посёлка Ташанта занимал более месяца, в 1935 его уже можно было проделать на автомобиле за 2 дня.

Именно тогда Чуйский тракт стал тем, чем он является сегодня. Главной артерией Алтая и одной из красивейших автодорог мира. А в наши дни это ещё и одна из главных туристических достопримечательностей региона.

(фото: dorinfo.ru, shebalino-gazeta.ru, собственный архив)

23.07.2016, просмотров: 4975


Kuzuk в VK

Похожие статьи

На Алтае оборудовали 600 стоянок для "диких" туристов

21-22 июня на Алтае пенная вечеринка "Имперская жара"

Новая экотропа в Алтайском заповеднике

Туристический комплекс Чемальское заречье

Парк-отель Ая

Республика Алтай может стать площадкой для первого в России геопарка

Сакральный Алтай - места силы на карте региона

  • Поиск отеля
  • Поиск тура
Куда едем?

Дата заезда
Дата выезда
Кто едет?

 

Возраст детей
 
Куда едем?

Дата начала тура
Кто едет?

 

Тип тура

...

Откуда едем?

Куда едем?

Дата поездки
Кто едет?

 

Последние отзывы

Яна26.04.2022

Шерегеш

Алексей18.04.2022

Шерегеш