Чуйский тракт – это автодорога федерального значения. На картах она обозначается под номером Р256 (М52) и проходит через весь Алтай с северо-запада на юго-восток.
Официально магистраль берёт начало в Новосибирске, но на протяжении первых 300 с лишним километров это, в общем-то, обычная, ничем не примечательная дорога, которых в стране тысячи. Тот самый настоящий Чуйский тракт начинается после Бийска. На протяжении следующих 600 вёрст, до самой границы с Монголией, путешественника ожидают потрясающие пейзажи и весь спектр эмоций, от восторга, до страха за собственное благополучие на очередном крутом серпантине.
Возможно, нечто подобное испытывали погонщики лошадей, волов и верблюдов, когда 2 000 лет назад вели через Алтай караваны с китайским шёлком и фарфором в Сирию, Иран и Византию. Достоверно известно, что по направлению сегодняшнего Чуйского тракта примерно со II века до н.э. проходил один из северных маршрутов Великого шёлкового пути.
Понятное дело, что о полноценной дороге в то время и в таком месте речи идти не могло. Только начиная с середины 18 века, начинает формироваться Чуйский тракт в его нынешнем понимании, и здесь снова главным двигателем развития становится торговля.
В 1756 году Алтай входит в состав Российской империи, о чём, кстати, напоминает установленная на Чуйском тракте памятная стела. Тут же в этих краях начинают появляться русские купцы, и строительство дороги становится необходимо, поскольку это не только развивает торговые связи, но и укрепляет позиции новой государственной власти в регионе.
Тем не менее, еще полтора столетия с дорогами в этих местах всё будет очень плохо. Только к началу 19 века на Чуйском тракте появляются участки более-менее подходящие для колёсного транспорта. Прокладывать трассу через горные перевалы было очень дорого и трудоёмко. Финансирование тоже было не очень
Из документов известно, что, к примеру, на строительство дороги Онгудай – Кош-Агач в 1901 году было потрачено 80 тыс. рублей. Из них 10 тыс. собрали бийские купцы. Дорога на этом участке обошлась в 160 рублей за версту.
В 1914 году на Алтай из Томска прибывает экспедиция министерства путей сообщения под руководством Вячеслава Шишкова. В последствии этот талантливый инженер стал гораздо более известен, как не менее талантливый писатель, автор таких эпических произведений, как "Угрюм-река" и "Емельян Пугачёв".
Эта экспедиция, проведя масштабные геодезические исследования, можно сказать, задаёт Чуйскому тракту новое направление. Но началась Первая мировая, а затем и Гражданская война и стране стало не до строительства дорог в Алтае.
К проекту Шишкова вернулись уже после революции, в 1922 году. С молодой Советской Республикой дружить никто не хотел, и нужно было срочно налаживать связь с единственным лояльным торговым партнёром в то время – Монголией.
При Советской власти вопросам государственной важности придавали первостепенное значение, чтобы обеспечить результат за ценой не стояли. В строительстве Чуйского тракта активно использовали не только заключённых, но и местных жителей, которые обязаны были нести трудовую и гужевую повинность.
В 1932 году строительство автодороги объявляют всесоюзной ударной стройкой, и именно с этого момента Чуйский тракт начинает обретать сегодняшние свои очертания. В 1935 году трассу на участке от Бийска до Ташанты официально объявляют открытой.
Приведём только один пример. В 1922 году путь от Бийска до посёлка Ташанта занимал более месяца, в 1935 его уже можно было проделать на автомобиле за 2 дня.
Именно тогда Чуйский тракт стал тем, чем он является сегодня. Главной артерией Алтая и одной из красивейших автодорог мира. А в наши дни это ещё и одна из главных туристических достопримечательностей региона.
(фото: dorinfo.ru, shebalino-gazeta.ru, собственный архив)
23.07.2016, просмотров: 4975
На Алтае оборудовали 600 стоянок для "диких" туристов
21-22 июня на Алтае пенная вечеринка "Имперская жара"
Новая экотропа в Алтайском заповеднике
Туристический комплекс Чемальское заречье
Республика Алтай может стать площадкой для первого в России геопарка