Кругобайкальская железная дорога – уникальное инженерное сооружение и интереснейший туристический объект. Ее проектирование и строительство началось в конце 19-го века и завершилось к 1915 году. По замыслу тогдашнего российского правительства, дорога должна была пройти по северо-западному берегу Байкала с выходом на Иркутск, став частью Транссибирской магистрали.
Амбициозный, дорогостоящий и очень затратный проект, который, тем не менее, был блестяще реализован. Кругобайкальская железная дорога была, да и по сей день остается настоящим памятником инженерной мысли.
Дело в том, что берег, где предполагалось проложить железнодорожное полотно, представляет собой практически отвесные скалы. Подсчитано, что на прохождение одного километра пути строители использовали один вагон взрывчатки. Где-то необходимо было рубить полки, где-то, напротив, строить мосты и насыпи, а тоннелей во время строительства было проложено более 40. В итоге, по некоторым оценкам, на каждые 100 метров железной дороги приходится какое-либо инженерное сооружение.
При этом нужно понимать, что все строительные материалы и технику приходилось подвозить по воде, никаких обычных дорог в этих местах не было, как нет их и теперь.
К середине 20 века Кругобайкальская железная дорога перестала играть стратегическую роль, как часть Транссибирской магистрали. Слишком сложный это объект, слишком велики затраты на его обслуживание и ограничены возможности по развитию. От Слюдянки в Иркутск была построена другая ветка, эту, однако, тоже не забросили, хоть и стала она тупиковой. Во-первых, это единственный наземный путь до некоторых посёлков северо-западного побережья Байкала, а во-вторых, ещё в 80-е годы прошлого века Иркутский облсовет объявил этот участок железной дороги архитектурно-ландшафтным заповедником.
В наши дни Кругобайкальская железная дорога является интереснейшим туристическим объектом. Поезда, в том числе и специально предназначенные для отдыхающих, курсируют регулярно. Время в пути от начальной станции до конечной, составляет около 5-и часов, за которые пассажиры минуют несколько десятков тоннелей и более чем две сотни мостов. Ну и естественно, что вся поездка сопровождается прекрасными видами на Байкал.
просмотров: 3467