Личный кабинет

Идеи для путешествий: Чемальский тракт

Алтай - регион уникальный. Плотность природных достопримечательностей здесь такова, что рассмотреть многие из них можно прямо из окна автомобиля.

Первую строчку здесь, конечно же, занимает Чуйский тракт, о котором мы уже рассказывали. А сегодня поговорим про другой алтайский тракт - Чемальский. Здесь тоже можно увидеть много интересного и всего за один день.

Чемальский тракт представляет собой дорогу, которая начинается в селе Усть-Сема и является одним из ответвлений федеральной трассы Р-256 (М-52) Чуйский тракт. От села Усть-Сема Чемальский тракт проходит через село Чемал до села Куюс. Общая протяжённость Чемальского тракта порядка 90 км, около 50 км из них заасфальтированы.

Немного истории

В начале 20 века Чемальский тракт был совсем другим. Он проходил от современного Горно-Алтайска через сёла Бирюля, Бешпельтир и уходил в сторону современной Узнези и далее до села Чемал. Сейчас эта дорога не сохранилась.

Вообще, как мы знаем, Чуйский тракт является современным вариантом Шёлкового пути. Соответственно и при царской России, и в советские времена власти старались сохранять и поддерживать этот стратегически важный транспортный коридор в Китай и Монголию.

Соответственно в окрестностях велись различные изыскательные работы с целью выявить наиболее оптимальный вариант прокладки современной дороги. Поэтому один из мифов, который часто можно услышать от экскурсоводов на Алтае, что Чемальский тракт - это неудачный вариант строительства Чуйского тракта.

Мол, в своё время, строители ошиблись с расчётами и решили, что кратчайший путь в сторону Монголии и Китая идёт вдоль берега Катуни. Так и появилась дорога через село Чемал, после чего строители упёрлись в скалы, которые не смогли обойти и вынуждены были прекратить строительство и искать другой путь.

Но на самом деле - это неправда. Согласно истории, строительство Чуйского тракта было чётко выверено к тому же за много веков оптимальный маршрут давно натоптали воины и торговцы.

Достопримечательности Чемальского тракта

На фоне Чуйского тракта, который входит в топ красивейших дорог планеты, Чемальский тракт немного теряется, но тут и масштабы совсем другие и протяжённость в 10 раз меньше. На самом деле это тоже очень красивая дорога, где много интересных достопримечательностей природных и рукотворных. Дорога проходит по правому берегу Катуни и наличие реки обуславливает красоту пейзажей.

Одной из первых достопримечательностей на тракте, примерно через 15-17 км после Усть-Семы - это единственный в Горном Алтае аквапарк на территории туркомплекса Турсиб. Аквапарк этот крытый, туристы приезжают сюда зимой и летом, так что - это один из центров притяжения отдыхающих на Алтае.

Если мы поедем дальше, то увидим Аскатский мост, где, если съехать с Чемальского тракта, проехать через мост, то мы приедем в село Аскат. Село небольшое, но примечательно тем, что здесь хорошо развиты народные промыслы. Работают несколько этноцентров, а картины и сувениры от местных мастеров можно купить прямо на въезде в село.

Двигаясь по Чемальскому тракту дальше, попадаем в село Элекмонар. Там можно увидеть необычный подвесной мост, который нависает над красивыми скальными выходами прямо посреди реки. Скалы эти называют по-разному, но самое распространенное название "Зубы дракона" и оно больше всего соответствует содержанию. Бурная вода, рассекающие ее скалы - завораживающее зрелище и туристы подолгу фотографируются, создавая иной раз пробки на мосту. На самом деле, место это пока мало кто знает. А найти его просто - в середине села Элекмонар нужно свернуть по указателю к реке и проехать 300 метров.

Если проехать через мост, а проезд платный и составляет 50 рублей с автомобиля (для пешеходов бесплатно), мы почти сразу окажемся в районе комплекса Рублёвка, где находится искусственное озеро и несколько кафе и гостиниц. Это единственное искусственное озеро в Республике Алтай и своеобразный ответ Бирюзовой Катуни, которая находится в Алтайском крае.

Продолжаем двигаться по Чемальскому тракту и попадаем в село Чемал. В Чемале находится по крайней мере, два широко известных туристических объекта: православная часовня на острове Патмос - место притяжения многих верующих людей. Второй объект - это Чемальская ГЭС. Добраться до нее можно просто пройдя по тропе вдоль берега Катуни. Начинается тропа напротив острова Патмос.

В районе Чемальской ГЭС помимо водопада, где река Чемал с диким рёвом впадает в Катунь, сосредоточены различные развлечения: самые длинные и экстремальные на Алтае тарзанки, колесо обозрения, верёвочный парк, сувенирные лавки, многочисленные кафе. Чемал - одно из самых популярных туристических мест на Алтае. (Смотреть на 3D панораме)

Отправляясь дальше по дороге за село Чемал, нужно понимать, что мы отдаляемся от цивилизации, и здесь уже могут возникать проблемы с мобильной связью, но пока ещё есть асфальт. Также гораздо меньше становится турбаз, особенно благоустроенных.

Едем по этой дороге и доезжаем до урочища Чечкыш, и здесь располагается современное и интересное развлечение, которое называется - Виа Феррата. Это скалолазный маршрут, который доступен практически каждому. В переводе с итальянского это означает - "дорога из железа". В скалах закреплены металлические скобы, страховки, карабины, передвигаясь по которым, можно безопасно преодолеть путь по практически отвесному склону, испытав по пути экстремальные впечатления.

Маршрутов несколько, более или менее сложных. Также имеется тразанка. Кроме того, организаторы предлагают окунуться в атмосферу алтайских духов, посидеть у костра, послушать алтайские легенды. Очень интересное для посещения место.

Едем дальше и попадаем в село Еланда. О том, что вы сюда добрались, вы узнаете потому как закончится асфальтовая дорога. За селом буквально в 500 метрах расположено узкое ущелье, где можно увидеть то, что осталось от Катунской ГЭС, которую пытались построить в 80-х годах прошлого века.

Вообще в советское время проектировался целый каскад из семи гидроэлектростанций на реке Катунь. Проект и изыскания проходили в 60-е годы прошлого века. Историческая справка говорит, что от строительства плотин решили отказаться, т.к. это кардинально изменит экосистему. Также рядом с некоторыми притоками Катуни есть месторождения ртути, и если она будет накапливаться в водохранилищах - это плохо скажется на здоровье жителей. Плюс сейсмическая обстановка нестабильна. В итоге был сделан выбор в пользу развития гидроэнергетики на Енисее. Но всё же кое-какие работы проводились и от строительства остались глубокие штольни в скалах.

В этом же месте расположен Еландинский порог, можно сделать остановку и полюбоваться на буйство воды в камнях. (Смотреть на 3D панораме)

Если вы задумывались о сплаве и готовы получить впечатления от этого по полной программе, то, пожалуй, самый экстремальный сплав на Алтае, и который займёт всего несколько часов вашего времени, находится как раз в данном районе.

После Еландинского порога, несмотря на то, что дорога сильно испортилась, мы снова оказываемся на асфальте, который здесь положили буквально пару лет назад. Асфальта километров пять, после чего снова начинается грунтовка. И здесь мы подъезжаем в огромному бому. Бом - это место, где дорога вплотную прижимается к отвесной скале. С другой стороны, также очень близко к дороге проходит река.

Путь очень узкий, машины не везде разъезжаются, повороты крутые и кто за ними находится не видно. На пассажиров и водителя этот участок

всегда производит большое впечатление. Он продолжается порядка двух-трёх километров. Но миновав этот бом, через пару километров приезжаешь к очень интересному месту Чемальского тракта - это Ороктойский мост (Смотреть на 3D панораме).

В этом месте река Катунь очень сильно сжимается скалами, и как раз здесь перекинут мост, ведущий в село Ороктой. Под мостом проходит один из самых сложных на Катуни порогов и называется он Тельдекпень-1.

Немногим выше этого места начинаются многие маршруты сплавов по Катуни. Часто днём можно увидеть, как проходят это место туристы-водники. Большие катамараны болтает, как спички в бурных весенних ручьях.

Считается, что это самое глубокое место на Катуни и здесь глубина её достигает 60 метров (по некоторым данным до 100 метров).

По сути, это крайняя точка маршрута. Дальше дорога уходит в сторону Куюса. Если продолжать двигаться дальше, то можно добраться до озера Манас, но об этом стоит говорить в рамках отдельного рассказа.

Чтобы проехать по Чемальскому тракту и увидеть все его достопримечательности, достаточно одного дня. При этом можно жить на турбазе в Чемальском районе, совершая небольшие вылазки по окрестностям на автомобиле. В общем, достаточно просто не сидеть на одном месте, а исследовать мир вокруг себя.

13.07.2018, просмотров: 5459


Kuzuk в VK

Похожие статьи

На Алтае оборудовали 600 стоянок для "диких" туристов

21-22 июня на Алтае пенная вечеринка "Имперская жара"

Новая экотропа в Алтайском заповеднике

Туристический комплекс Чемальское заречье

Парк-отель Ая

В Чемальском районе создали искусственное озеро

Усадьба Роял Комфорт

Чемальский тракт: достопримечательности из окна машины

Идеи для отдыха: зимой в Белокуриху

  • Поиск отеля
  • Поиск тура
Куда едем?

Дата заезда
Дата выезда
Кто едет?

 

Возраст детей
 
Куда едем?

Дата начала тура
Кто едет?

 

Тип тура

...

Откуда едем?

Куда едем?

Дата поездки
Кто едет?

 

Последние отзывы

Яна26.04.2022

Шерегеш

Алексей18.04.2022

Шерегеш