Личный кабинет

КБЖД – как покоряли Байкал

Кругобайкальская железная дорога – уникальное инженерное сооружение и интереснейший туристический объект. Ее проектирование и строительство началось в конце 19-го века и завершилось в 1915 году. По замыслу тогдашнего российского правительства, дорога должна была петлёй охватить всю южную оконечность Байкала от станции Мысовая в Бурятии до порта Байкал в истоке  Ангары. Далее железнодорожная ветка вдоль русла реки выходила прямо на Иркутск.

В итоге так оно и получилось, и этот проект получил звучное наименование "Золотая пряжка стального пояса России". Стальной пояс – это, конечно, Транссиб, а КБЖД как раз и соединяла его восточную и западную части. А "золотая" не только потому, что это был уникальный по исполнению проект, но и потому, что вышел он невероятно затратным.

Смета строительства, утверждённая царским правительством в 1901 году, оценивалась в 52,5 млн., или 212 432 рубля за версту, - огромная по тем временам сумма. Но и этих денег оказалось недостаточно и потом пришлось ещё добавлять.

Стоит оговориться, что сегодня Кругобайкальская железная дорога – это совсем не то же самое, что 100 лет назад. Название КБЖД сегодня носит лишь часть того старого пути по северному берегу озера от Слюдянки до порта Байкал. Сейчас данная ветка является тупиковой, что не мешает ей оставаться настоящим шедевром инженерной мысли и памятником человеческому упорству.

Дело в том, что берег, где предполагалось проложить железнодорожное полотно, представляет собой практически отвесные скалы. Подсчитано, что на прохождение одного километра пути строители использовали один вагон взрывчатки. Где-то необходимо было рубить полки, где-то, напротив, строить мосты и насыпи, а тоннелей во время строительства было проложено более 40. В итоге, по некоторым оценкам, на каждые 100 метров этого участка железной дороги приходится какое-либо инженерное сооружение.

При этом нужно понимать, что все строительные материалы, кроме камня, и технику приходилось подвозить по воде, а зимой по льду, никаких обычных дорог в этих местах не было, как нет их и теперь.

Человеческие трудозатраты тоже были масштабными. В общей сложности к строительству самого сложного участка дороги было привлечено 15 000 человек. За три года зафиксировано свыше 1 000 несчастных случаев на производстве, более 100 человек погибло и это только официально.

Открыли Кругобайкальскую железную дорогу в августе 1915 года, но уже к середине 20 века она перестала играть стратегическую роль, как часть Транссибирской магистрали. Слишком сложный это объект, слишком велики затраты на его обслуживание и ограничены возможности по развитию.

К тому же с запуском Иркутской ГЭС в 1956 году, оказалась затопленной дорога от Иркутска до порта Байкал вдоль Ангары. В итоге, от  Слюдянки в Иркутск была построена другая ветка, но легендарную КБЖД не забросили, хоть и стала она тупиковой. Во-первых, это единственный наземный путь до некоторых посёлков северо-западного побережья Байкала, а во-вторых, в 80-е годы прошлого века Иркутский облсовет объявил этот участок железной дороги архитектурно-ландшафтным заповедником.

В наши дни Кругобайкальская железная дорога является интереснейшим туристическим объектом. Поезда, в том числе и специально предназначенные для отдыхающих, курсируют регулярно. Время в пути от начальной станции до конечной, составляет около 5-и часов, за которые пассажиры минуют несколько десятков тоннелей и более чем две сотни мостов. Ну и естественно, что вся поездка сопровождается прекрасными видами на Байкал.

(фото: humus.livejournal.com, martin.livejournal.com)

05.08.2016, просмотров: 2123


Kuzuk в VK

Похожие статьи

Байкал разольют по бутылкам

На Байкале разрешат строить заводы, но ограничат профиль их деятельности

Дорога в Арктику начнется на Байкале

Кругобайкальская железная дорога

Сакральный Алтай - места силы на карте региона

История Чуйского тракта

  • Поиск отеля
  • Поиск тура
Куда едем?

Дата заезда
Дата выезда
Кто едет?

 

Возраст детей
 
Куда едем?

Дата начала тура
Кто едет?

 

Тип тура

...

Откуда едем?

Куда едем?

Дата поездки
Кто едет?

 

Последние отзывы

Марина09.10.2020

Отдыхали на базе с 21-23 августа в отдельно стоящем домике "Бунгало". Домик маленький- двуспальная кровать, телевизор, тумбочка, в прихожей вешалка. Чтобы не замерзнуть, взяли в аренду обогреватель, так как в августе ночи прохладные. Очень приемлемая цена, всего 2500 за сутки, завтракать ходили в кафе. Хотя удобства и на улице, но в туалете чисто и запаха нет. Большая и красивая территория сосновом лесу, как утверждает администрация базы, относится к заповедной зоне. Нам понравилось на Шале, на следующий год если в Горный поедем, то обязательно там остановимся.
Горный Алтай

Анастасия20.09.2020

Красивые газоны, внешняя сторона домиков привлекательная , рядом река Катунь, много беседок
Горный Алтай

Ирина29.08.2020

Отдыхали с мужем и дочерью 10 лет. Нам всё понравилось. Хорошая уютная База отдыха. Номер просторный, большой балкон, с видом на лес,с двумя креслами и столиком. Отдельно хочу отметить администратора Светлану-она просто умничка , умеет решать нерешаемые вопросы, доброжелательная, отзывчивая, всегда с улыбкой. Так же хочу пару слов написать про питание в отеле-всегда вкусно ,порции хорошие. Спасибо руководству базы и девочкам который делали наш отдых очень хорошим. В следующем году планируем к Вам приехать снова.
Горный Алтай